Паданы - центр Сегозерского края

Добавлено: 11.04.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton, просмотров: 1673

Сегозерские карелы являются одной из групп карельского народа, с особой культурой и говором.
Поток карельских переселенцев двигался из территории тогдашней Карельской земли (северное Приладожье, Карельский перешеек, юго-восточная часть нынешней Финляндии) в северо-западном и северо-восточном направлениях. Когда карелы начали селиться у Сегозера, не ясно, возможно в XIII-XIV веках. В деревнях восточнее Падан сегозерские карелы называли себя до недавних пор лопарями, а свой язык лопарским (”lappi”).

Паданы — старинное село, своеобразная столица карельского Сегозерья. Сегодня это — уникальное сельское поселение, жители которого бережно относятся к традициям карельского народа. Здесь в детском саду и школе ежедневно обучают родному языку. При Паданской средней школе с этнокультурным компонентом образования на протяжении многих лет успешно работает фольклорная группа «Пелваш». В школе работают два музея — этнографический «Карельская горница» и музей боевой славы с уникальными экспонатами, собранными коллективом педагогов и учеников школы.

Первые письменные упоминания о Паданах - это XVI век, археологические находки в эпоху неолита, рассказы старожилов — в конце XIX—XX века. В писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной Андреем Плещеевым и подьячим Семеном Кузьминым в 1582—1583 годах, в числе других 17-ти погостов упоминается и Паданский. В 1587—1588 годах подьячие Неждан Луговской и Одинец Иванов в "Книге сбора данных и оброчных денег с тяглового населения Лопских погостов" тоже вспоминают о волости Падани.

Самое полное описание Никольского Паданского погоста дает "Дозорная книга Лопских погостов" подьячего Григория Кобелева, датируемая 1597 годом. В XVI—XVII веках это один из самых экономически выгодных районов Карелии. На юге он граничил с Карельским уездом Вотской пятины и заонежскими погостами Обонежской пятины, на западе — со шведами и финнами, на севере погост доходил до реки Кеми, а на востоке — до Карельского Поморья.
Древние летописи эти места именовали не иначе как "Лешие озера", "Лопь дикая". Последние в административном отношении находились в зависимости от Новгорода Великого, выплачивая ему дань, однако, современным языком говоря, сохраняли при этом самоуправление. То есть подчинялись лишь дьяку при новгородском воеводе, которому вменялось в обязанности беречь местное население от притеснения приказной администрации. Любопытно, что въезд ее на территорию "Дикой лопи" был запрещен, а из всех видов податей с лопарей взимали лишь дань. Это объяснялось слабой экономической привязанностью этих мест к Новгороду, а позже и к Москве, последняя боялась потерять пограничные со шведами территории. Бесконечно тянувшиеся войны между Швецией и Русью неблагоприятно сказывались на социально-этнической ситуации в регионе. Лопарей в конце концов постепенно вытесняли из Средней и Северной Карелии или ассимилировали. "Дозорная книга" Кобелева писалась после Ливонской войны, вызвавшей страшное запустение Лопских погостов. Судя по записям, именно в этом веке происходит изменение этнической картины края.
Заселение Сегозерья происходит в так называемый период колонизации Средней Карелии. В дальнейшем это заселение будет продолжено второй и третьей волнами карельского переселения со стороны Ладожского озера, но озеро Сегозеро останется местом расположения карелов первой волны в почти неизменном составе. Поразительно постоянство местонахождения деревень, фактически все они сохранятся до наших дней.

XVIII век Никольский Паданский погост в силу своего географического местонахождения пережил сравнительно благополучно. Глухомань, бездорожье и удаленность от натоптанных торговых путей, ведущих из Швеции в Поморье, обеспечили паданчанам относительно спокойную жизнь, разорительные военные походы шведов обошли погост стороной.
Именно в это время происходит присоединение "Лопи лешей" к Заонежским погостам, с одновременным подчинением их власти Олонецкого воеводы. В XVIII веке паданчане благополучно переживают Северную войну, коснувшуюся их скорее рикошетом. Ратники Паданского погоста сражались в войсках Петра Первого. Это время наивысшего административного расцвета Никольского Паданского погоста. В 1775—1777 годы Паданы становятся пригородом, здесь учреждается комиссарство. Дальнейшие административные преобразования превращают в 1777 году пригород Паданск в уездный центр — уездный город Паданск.
Герб Паданска («герб Подонской округи») утвержден 16 августа 1781 г. В верхней половине щита герб новгородский, в нижней части «в озере собрание рыбы сигов, каковых в самом деле в озере, на котором город построен, находится весьма изобильно».
Пять лет (с 1777 по 1782 годы) уездные власти рассылали из города Паданска циркуляры и предписания для исполнения. Но звездный час был краток, и уже с 1782 года по административным соображениям — прежде всего из-за отсутствия удобных путей сообщения и экономической бесперспективности — уездный город упраздняется. Его степень передается Повенцу, а Паданы переводятся в разряд слободы. Народная присказка отразила этот факт в пословице: "Повенец, Повенец — тебе Паданы отец", Паданский округ включается в состав уезда с центром в городе Повенце. До победы Октябрьской революции 1917 года Паданы входили в состав Повенецкого уезда Олонецкой губернии.
История города Паданска оказалась архикороткой. Отнести Паданск к разряду городов можно условно, основываясь на том, что здесь проживала уездная администрация. Промышленных предприятий здесь не было. Первый завод около Падан будет основан только в 1895 году (Сеговецкий чугуноплавильный). Жители Падан все были православными. Однако это не мешало им после службы отправиться с подношениями к "Священному камню" возле Падан или специально съездить к Селецким соснам на Макосооди. Церковь относилась к этому терпимо и боролась в основном со старообрядчеством, остерегалась лютеранского влияния.


Данный материал принадлежит .
сортировать : по убыванию / по возрастанию
Много ягод на рябине - к холодной и снежной зиме... Осень 2009.
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
Деревенская баня "по-чёрному"
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
Утренняя побудка (6 часов утра)
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
Отдельные энтузиасты из числа туристов обзаводятся собственной живностью
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
Жизнь деревенская...
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
Основное - после лошади - транспортное средство
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
Утренние процедуры на природе
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton
В тихой заводи рыба ловится
26.05.2010   Сергей Хомутинников - Hamilton