Санкт-Петербург, времена года: зима или как можно три зимних выходных дня сделать незабываемыми. Часть вторая. Saint-Petersburg Russia.

Пользователь Лесюшка » Отчеты и рассказы » Санкт-Петербург, времена года: зима или как можно три зимних выходных дня сделать незабываемыми. Часть вторая

Далее наш путь лежал в город Кингисепп, бывший Ямбург. Некоторые из туристов недоумевали, почему советское название Кингисепп, по имени эстонского социалиста, расстрелянного эстонскими же националистами, не было заменено на историческое название города. Что мне нравилось в нашей старушке – так это ее дипломатичность – она ни о чем не высказывала резких суждений. Любимый ее ответ: «Все так сложно в нашей жизни». А потом она рассказала, как сама видела, как к памятнику Кингисеппу в этом городе приезжает молодежь и кладет цветы. «Видимо жители сами не хотят» - резюмировала она свой рассказ.

Особых достопримечательностей с точки зрения темы нашей экскурсии в Кингисеппе нет. Нам показали парк, заложенный по указанию Екатерины Второй на месте крепости Ям – она была мощнее и богаче Копорской, стояла на берегу судоходной реки. Но к 18 веку крепость пришла в запустение и внутри нее устроили натуральную помойку. И как на грех, во время своего визита Екатерина Вторая решила в крепость зайти и помойку эту увидела. И распорядилась снести ее и разбить парк на ее территории. Теперь о крепости ничего не напоминает, кроме неестественно ровного речного берега у парка, в котором угадывается основание крепости.

Но нам главным образом экскурсовод захотела показать храм святой Екатерины, воздвигнутый одновременно с парком по указу той же Екатерины. Храм большой, красивый, вместе с тем строгий, изящный, но без излишнего кокетства. Но большинство туристов интересовала совсем другая достопримечательность – тех, кто проигнорировал домик в поле в Копорье. И русская смекалка не подвела – домик обнаружился на заднем дворе храма, где сразу выстроилась огромная очередь. Соответственно времени хватило лишь на наружный осмотр храма, и то пока стояли в очереди.

После Кингисеппа нас ожидал последний длительный переезд – в Ивангород. Нам раздали список, куда нужно было внести свои паспортные данные – это приграничный город и просто так туда не пускают. За несколько километров до Ивангорода протекает речка. Эстонцы претендуют на то, чтобы границу перенесли к этой речке, правда по счастью безрезультатно.

Вскоре мы подъехали к первому КПП – нас встретили не очень дружелюбно, долго смотрели на список, а старушка уверяла, что мы туристы, дальше Ивангорода не поедем, а его начальник в курсе. Слова про начальника подействовали магически, и нас пропустили.

Сам Ивангород также, как и Кингисепп, с историко-архитектурной точки зрения ничего особенного не представляет – в нем также не осталось исторических зданий в европейском стиле, узких средневековых улочек, так как после Великой Отечественной войны он был практически полностью отстроен заново. А чисто с визуальной… я бы сказала, что этот город должен притягивать романтиков – тихий, немного обшарпанный, с огромной крепостью, которая высится на холме.

Первое, что привлекает внимание – желтое здание вокзала. Оно хорошо видно с шоссе – вокруг поле, узкая дорога вглубь, и стоит одинокое здание. Навевает мысли о вечном.

Затем нас повезли в фабричный район, архитектура которого сохранилась с 19 века. Район носит название «Парусинка», так как там были ткацкие фабрики какого-то английского промышленника. Сейчас Парусинка в страшном запустении – на домах облупилась краска, половина уже непригодна для жилья, на одном из них был деревянный шпиль, который покосился и выглядит несколько комично. В доме офицеров выбиты стекла, и сквозь них можно разглядеть красивую когда-то бальную залу полукруглой формы с белоснежными колоннами в коринфском стиле.

Там же нас отвели к старому руслу речки Наровы. Поясню – раньше река текла несколько в ином русле, но затем устроили Нарвскую ГЭС, для этого создали Нарвское водохранилище, а часть русла реки осталось не у дел, обмелело и лишь по дну его бежит маленький ручеек. Там же, был небольшой водопад – сейчас о нем напоминают лишь карстовые отложения. Говорят, что к приезду высоких гостей открывают шлюз и они любуются водопадом посреди города.

Мы возвращаемся в центр Ивангорода. Центр – это небольшая площадь, вокруг которой сосредоточены автобусные остановки, рынок, магазины и оттуда рукой подать до границы. Она уже видна, и оттуда начинается очередь из автомобилей. Еще на этой площади когда-то были две церкви, но их снесли, и напоминает об этом только новенькая часовня.

Немного потолкавшись на площади, нас повели мимо КПП к Ивангородской крепости. От площади минут 20 пешком, ближе не подъедешь. Крепость конечно впечатляет – хотя она и построена позже Копорской, и реконструировалась и перестраивалась неоднократно, но это ничуть не умалило ее грандиозности. Вход в крепость совершенно бесплатный – как сказала гид, там такие дыры местами в стенах, что и пенсионер пройдет, а на то, чтобы все огородить, к сожалению не хватает бюджетного финансирования. В крепости на башнях местами сохранились деревянные криши, круглые, заостренные кверху. Раньше можно было подниматься практически на самый верх, но нашлись выродки, которые спалили одну из крыш. Теперь проходы на башни замурованы.

Наш местный гид, эстонка, проживающая в Ивангороде, рассказала очень много интересных фактов из старины и из современной жизни на границе с Евросоюзом. Но сначала немного о самой крепости.

Ивангородская крепость заложена Иваном третьим для охраны торгового пути по Нарве, а также чтобы противостоять допекающим западные границы Руси рыцарям различных орденов. Об основании крепости ходит легенда – якобы Иван третий побывал в Ливонском плену и его выпустили под честное слово, что он не будет строить крепость, а лишь построит укрепление размером с лошадиную шкуру.

Хитрый царь велел разрезать лошадиную шкуру на тонкие шнуры, связать их и растянуть на холме – в итоге удалось построить цитадель внушительных размеров. Ливонцы были вне себя от ярости и бросились укреплять крепость на другом берегу Нарвы. Так и стоят поныне две твердыни друг напротив друга – поэтому место это уникальное – больше нигде так близко нет двух замков, более того, исторически враждующих сторон.

С крепостью связана еще одна легенда. Ливонцы для наблюдения за Ивангородской крепостью построили высокую дозорную башню – длинного Германа. Сверху было видно все, что творилось в крепости русской. И говорят, что это стало поводом к началу Ливонской войны при Иване Грозном. Между Россией и Ливонским орденом действовало перемирие. Как-то Ливонские рыцари напились и залезли на башню, откуда увидели, как русская знать выходит из церкви. Развлечения ради они пальнули туда и поубивали много народу.

Перемирию был положен конец. Дабы избежать таких инцидентов в будущем, было принято решение посреди Ивангородской крепости построить стену-ширму, препятствующую тому, чтобы с Длинного Германа можно было увидеть, что творится в крепости. И чем выше надстраивали Ливонцы Длинного Германа, тем выше становилась стена-ширма. И до сих пор, стоя на внутреннем дворе крепости, за ширмой белой эстонской башни не видать.

В самом же внутреннем дворе сохранилось только две церкви, руины гражданского здания и арсенала, все в плачевном состоянии. По крутым ступеням (каменным, что редкость) мы поднялись на стену крепости и обошли ее по периметру, поглядывая на Нарвскую ГЭС и эстонскую сторону – она мало чем отличалась от российской – те же домики советского периода, такие же дети катались с гор и кормили уток. Разве что на Нарвской крепости развивался эстонский флаг – а на нашей – российский.

И еще на набережной Наровы на эстонской стороне мы разглядели статую льва. Говорят, что ее поставили недавно, в память о шведском короле Карле XXII, который славно вкатил Петру Первому в Нарве (потом правда фортуна обернулась ровно наоборот). Причем лев стоит спиной к российской стороне. Гид сказала, что так поставили специально, так как лев становится спиной только к тому противнику, которого не боится и не уважает. Одним словом детский сад, а мы посмеялись от души.

Еще гид рассказала, что на рынке в Ивангороде официально мы не найдем никаких эстонских продуктов – ни сметаны, ни знаменитого Таллиннского бальзама, т. к. официального товарообмена между Россией и Эстонией нет. Зато из-под полы достанут что угодно – у местных жителей бизнес – через мост через Нарву проносят российские товары на эстонскую сторону, так как там цены намного выше, и соответственно что-то из эстонского в Россию. Понемногу, в карманах. Уровень жизни в городах по обоим берегам Наровы очень низкий, и молодежь и пенсионеры живут в основном тем, что челночат по несколько раз на дню туда-сюда.

Сделав много фотографий мы покинули замок и пошли к автобусу. Всего нам дали полчаса свободного времени, однако одного пути до автобуса минут двадцать. А еще нужно сделать санитарную остановку (больше ошибок повторять мы не будем), ну и купить что-нибудь съестного на обратную дорогу. Пришлось как всегда бегом.

Чтобы купить что-нибудь поесть пришлось порядком побегать – выбор продуктов в магазинах чрезвычайно скудный. В итоге пришлось довольствоваться парой пирожков с рисом из закрывающейся булочной и пакетом чипсов.

На обратном пути нас сморил сон. Вернувшись в Питер отчаянно хотелось есть. Поблагодарив замечательного экскурсовода за экскурсию, мы отправились (нет помчались) на поиски пропитания. В таверну решили больше не соваться, пиццерия Др. Альбертное уже была вчера, а до ресторана Харбин было прилично ходу. Решили не рисковать и завернули в ближайшее «Иль Патио». Там нас встретил радушный официант, умиротворяющая атмосфера и пицца с уже полюбившейся рукколой. В итоге заказав два пива, коктейль, небольшую пиццу, овощной салат, мясное второе блюдо, две сырных тарелки и чай, ужин нам обошелся в 2000 с небольшим.

После столь насыщенного дня, мы медленно побрели к гостинице. Второй раз прошли мимо кафе «Пальмира», которое понравилось по внешнему виду (в стиле модерн), мы решили, заглянуть туда на ночь глядя на чашечку кофе, но сон сморил нас раньше.

Глава пятая. День третий - как мы отметили день защитника отечества.

В этот день мы решили немного выспаться и проснулись аккурат к завтраку. Завтрак был таким же, что и в первый день, там же мы снова встретили супружескую пару лет сорока. Только на ресепшене уже была третья девушка.

Сегодня в плане было посетить Александро-Невскую Лавру – мы там уже были в первый приезд, но вечером, когда все уже было закрыто, и лишь мельком. День обещал быть прекрасным – светило яркое солнце, существенно морозило, словом прекрасный зимний день. Сперва мы посетили оба некрополя в Лавре – некрополь 18 века и некрополь мастеров искусств. В первом мы долго искали могилу Ломоносова, несколько раз проходя буквально мимо нее – видимо змея над чашей никаких ассоциаций не вызывала.

Там же нашли могилу Натальи Ланской (Пушкиной-Гончаровой). Но самый большой интерес вызывала Лазаревская усыпальница, в которой похоронена любимая сестра Петра Первого и дед Пушкина Авраам Ганнибал. Увы, усыпальница была закрыта – видимо из-за ветхости, так что пришлось довольствоваться лишь наружным осмотром. На кладбище мастеров искусств муж долго искал могилу Сперанского, успешно, а я любовалась мозаичными памятниками на могилах Стасова, Балакирева, Мусоргского.

Далее мы пошли в саму Лавру. Вот тут настроение наше порядком подпортили. Прежде всего, оказалась закрытой церковь, в которой похоронен Суворов. Практически все музеи работали в этот понедельник по случаю праздника, но конкретно этого музея-усыпальницы это явно не касалось – понедельник выходной – значит выходной, что нам государственный праздник. Надо сказать, что эта усыпальница была единственной, собственно ради чего мы приехали в Лавру. Дальше – больше.

На территории Лавры съемка запрещена вообще. Как факт. Запрет на съемку – этого я не понимала никогда. Я понимаю запрет на съемки внутри церквей, понимаю и поддерживаю запрет на съемку монахов и священнослужителей, понимаю также съемку за плату – я готова была заплатить приличные деньги. Все-таки Лавра – это не только духовное место, но и памятник архитектуры и истории, и достояние не только церкви, но и всех россиян, ведь берут же они билеты за вход в церковь-усыпальницу, что тогда запрещает им брать деньги за фотосъемку на территории Лавры.

Кстати это первый монастырь такого значения, где съемка была запрещена, а объездила я их немало. Хотя нет, пару аналогичных монастырей я видела. Обычно меня это нимало не смущает, и фотоаппарат мой достаточно мал, чтобы улучать момент и снимать, прикрывая его ладошкой и тут же пряча в карман. Но тут из-под полы снимать не хотелось, так как делать фото ради галочки было неинтересно, а прикидывать экспозицию и долго примериваться здесь бы никто не дал.

В итоге, раздосадованная, я вышла за ворота лавры, стала аккурат в их проеме, но чтобы обе ноги были за ее пределами, демонстративно присела и стала делать фотографии одну за другой. Из церковной лавки, на которой как раз висела табличка о том, что фотографировать запрещено, на меня смотрели недобро, но это только подстегивало к тому, чтобы не уходить, а фотографировать снова и снова.

Чтобы унять свой воинственный настрой, мы поспешили уехать оттуда. Далее наш путь лежал на Финляндский вокзал, в нашу любимую кафешку. Кафе было на месте! Вокзал нисколько не изменился, кафе тоже. Заказав кофе и блинчики мы долго там отдыхали, звонили друзьям и родственникам, поздравляя с праздником, а также наблюдали за демонстрацией с красными флагами возле памятника Ленину на броневике. На финляндском же вокзале в палатке я наконец-то нашла, то, что искала со дня приезда – еще в прошлый раз нам полюбились местные минеральные воды – Полюстровская и Охтинская, и мы непременно хотели их купить снова, и даже привезти с собой. Так как рюкзак был и без того полон, мы купили всего две бутылочки и отправились дальше.

От Финляндского вокзала путь наш лежал в сторону Петроградской стороны, к Пироговской набережной и Авроре. Мы сели на попутный трамвайчик (очень хотелось хоть немного прокатиться на Питерском трамвае) и доехали прямо до Авроры.

Напротив крейсера внимание наше привлекло нарядное голубое здание со шпилем - на конце шпиля был кораблик. Вот откуда тот кораблик, что изображен на моей подставке под чашку. Эврика! (Потом оказалось, что мы рано радовались – когда уже в Москве мы рассматривали фото, оказалось, что там действительно был кораблик, но совершенно другой, не похожий на мой, так что тайна моего кораблика до сих пор не раскрыта).

Сама Аврора по случаю праздника была украшена разноцветными флажками, а на ней и вокруг нее толпились моряки в парадной форме. Как же здорово было с мороза оказаться на деревянной палубе! Ноги мигом оттаяли. На Неве прилично дуло, поэтому пришлось замотаться в шарф. Я думала, что меня, как абсолютную не фанатку всего, что связано с революционными событиями, Аврора не впечатлит вообще, однако это оказалось не так, Аврора нам обоим очень понравилась, мы фотографировались то у штурвала, то на носу а-ля Титаник, то возле орудий.

Покинув Аврору мы сообразили, что других конкретных планов у нас нет и просто пошли по набережной в сторону ближайшего моста. Дошли до домика Петра. У него тоже оказался выходной, но мы внутрь особо не собирались. Напротив на набережной нашли тех самых Ши-тцу – то ли львов, то ли китайских собачек. А еще обратили внимание, что замерзшая Нева вся исхожена – на ней были даже протоптаны дорожки. Упустить возможность прогуляться по Неве – мы никак не могли.

Потоптавшись у берега, я никак не смогла уговорить мужа пройти до соседней лестницы, пришлось идти по набережной до Троицкого моста. Затем мы пересекли Троицкий мост, снова сделали несколько фото, прошлись по Дворцовой набережной, вышли к Зимнему, снова форсировали Неву, но уже по Дворцовому мосту. Там мы слезли на Неву и прошлись вокруг стрелки. Между Васильевским островом и Петропавловской крепостью лед был пробит, а то можно было бы ходить туда-сюда.

Вернувшись на твердую землю мы немного прогулялись по Васильевскому острову, что однако у мужа энтузиазма не вызвало (ну не любит он его). В итоге прошли мимо Университета и снова вернулись по Дворцовому мосту.

Уже смеркалось, и мы отправились в поисках пропитания. Рассчитывали на кафе Барракуда, что в прошлый приезд было на углу Невского и Малой Морской. Кафе этого не было, там теперь только восточная кухня. Рядом мы стали искать сетевое кафе «У тещи на блинах». Но и его на Малой Морской больше нет, увы. Муж звал в Сабвей, но ужинать сэндвичами как-то не хотелось.

В итоге мы дошли до канала Грибоедова и поужинали в ресторане «Фрикадельки» - очень забавное предприятие быстрого питание, как бы улучшенная столовая – подносы, раздача, первое-второе-компот, но с некоторыми приятностями виде большого ассортимента, вкусных соусов, салатов и десертов, кофе-машины, а также бара со сладким и спиртными напитками. На двоих за ужин из салатов-второго-десертов-пива-различных соусов заплатили около 800 р., а наелись до отвала. И во время ужина наблюдали, как в аквариуме большие золотые рыбки гоняли маленьких.

Вечером мы твердо решили, что таки дойдем до «Пальмиры» и отметим там последний вечер в Питере. Опять не получилось и это уже традиция. Значит есть ради чего вернуться. Ограничились тем, что выпили кофе в отеле.

Глава шестая - заключительная. Сборы – дела - отъезд.

В этот день мы выспались как следует, благо на утро все равно было нечего планировать. Пришли на завтрак к его окончанию, затем собирали вещи. И уже аккурат к расчетному часу покинули наш уютный номер. Я знала о возможности оставить вещи до вечера на ресепшене, но мы решили не рисковать – мало ли, будем на приделе, а придется за вещами до отеля бежать. Так что путь наш лежал в камеру хранения на вокзале. С камерой хранения вышла заморочка.

Несмотря на то, что праздники закончились и был будний день, народу было очень много, во все окошки выстроились огромные очереди. Но сложность была именно в часах работы камер хранения. Одна камера только открылась с обеда, народу в ней было немного, но за час до отбытия нашего поезда она закрывалась на обед, и мы точно не успели бы забрать вещи. Другая же работала как надо вечером, но должна была закрыться на обед на час буквально через пять минут. А ждать час мы не могли – у обоих были дела.

Две другие камеры хранения, с удобными часами работы, по факту были закрыты и не подавали признаков жизни. Мы уже приготовились всеми возможными словами уговаривать принять наши вещи до обеда, т. к. иначе пришлось бы весь день таскать их на себе, но по счастью мы как раз и оказались последними, кого приняли до обеда. При этом предприимчивый муж сдал туда не только чемодан, но и рюкзак, весьма опрометчиво.

И вот мы уже идем по улице Восстания в сторону Чернышевской, где у мужа намечена встреча. По дороге заходим во все продуктовые, чтобы все-таки купить Полюстровской или Охтинской воды – мрак, она отсутствует как класс. Так доходим до Чернышевской. Муж по своим делам, а я на встречу к подруге. Прошу у него подарок для подруги, который я убрала в рюкзак. И тут выясняется… что рюкзак-то мы сдали в камеру хранения! Конфуз… обидно, что он месяц у меня мариновался дома и бережно ехал в чемодане до Петербурга, чтобы уехать вот так обратно.

И вот я уже на Академической. В местном торговом центре посидели в кафе, где я рассказала казусную историю про подарок. Договорились, что вышлю его посылкой когда приеду.

На обратном пути заехала на Финляндский вокзал, где мы покупали вожделенную воду. Нашла. Но Охтинской уже не было. Пришлось довольствоваться Полюстровской. Накупила целый пакет, еле доволокла его потом, ручки сразу оторвались. На Чернышевской снова встретились с мужем, где я торжественно ему этот пакет сбыла.

На часах было уже больше семи вечера, а это значило, что в «Оливу» мы снова не успеваем, т. к. приличный ресторан быстротой обслуживания отличаться не должен. Поэтому мы снова поужинали во «Фрикадельке» (селедочка под шубой у них просто класс). По дороге зашли в гостиный двор, где я купила родным в подарок нарядные шерстяные носочки. Затем прошлись по книжным магазинам – самый большой в доме общества «Зингер» и сетевые «Первая полоса». Они изобиловали открытками, магнитами, календарями, книгами – словом вся возможная сувенирная продукция. Муж ворчал за мою расточительность, а я просто не могла остановиться, набирая один календарь за другим.

И самое последнее место, куда мы не могли не заглянуть перед отъездом – это кондитерская «Север». Войдя, мы были приятно удивлены – кондитерская изменила свой облик, стала более просторной, с полноценными столиками, отдельно кафе – отдельно магазин. Мы накупили там целый пакет всяких вкусностей.

Итак, еле волоча сумки, мы прибыли на вокзал. Получили чемодан и рюкзак, пошли к поезду. 29-й скорый пестрел разношерстными вагонами – там были и фирменные вагоны, например от «Льва Толстого», и старенькие обшарпанные. Наш вагон был в самом конце перрона. Вот и он – зеленый, обычный, ничем не примечательный. Зато внутри… Порадовал прежде всего просторностью – широкий коридор, в нем двоим разойтись не проблема.

Купе… о это отдельная песня. Купе было стандартным четырехместным, просто верхние полки были подняты и закреплены. Благодаря этому и столик был длиннее, чем в обычных СВ. Вообще было ощущение, что вагон абсолютно новый, он пах так, как будто только сошел с конвейера. Внизу два велюровых дивана синего цвета – чтобы разложить постель нужно опустить спинку дивана, а потом можно ее поднять и закрепить вместе с постельным бельем.

В подголовниках расположены полочки, в которые можно убрать всякую мелочь, а в центральном стальная палка, на которую можно перед сном повесить одежду. Косметичек и тапочек в этом поезде нет, да и завтраком/ужином не кормят, но качество вагона несравнимо лучше. К тому же в купе на двери зеркало в полный рост и над ним плоский телевизор. Перед отбытием телевизор включился сам собой и стал рассказывать, что этот вагон собран на Тверском вагоностроительном заводе, что в нем есть и как этим пользоваться, а также поведал, что в вагоне есть два биотуалета и пользоваться ими можно всегда, даже во время стоянок и в санитарных зонах.

В назначенное время поезд тронулся, и мы мысленно попрощались с Петербургом до новых встреч. За окном убегали дома спального района на окраине Петербурга, погруженные в синеву ночи, и очертания вантового моста…